Соборование (Елеосвящение)
Елеосвяще́ние, или Собо́рование – Церковное Таинство, совершаемое над больным человеком собором священников (в крайнем случае — одним священником), состоящее в призвании на болящего, посредством молитв и помазания его освященным елеем, исцеляющей, очищающей благодати, врачующей телесные и душевные немощи.
Елей (оливковое масло) в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино – искупительную Кровь Спасителя.
Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Мк. 6, 13; Иак. 5, 14–15). Оно служит благодатным врачеванием телесных недугов.
Священника обычно приглашают к больному домой или в больницу. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.
Оставшееся после Таинства освященное масло, называемое соборным, можно при недугах душевных и телесных с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места.
Не могут участвовать в таинстве елеосвящения иноверцы, еретики и некрещенные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками и над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании.
Верно ли утверждение, что поскольку все верующие нравственно больны, постольку все нуждаются в периодическом участии в Таинстве Соборования?
В том, что все люди, живущие ныне земной жизнью, грешат, нет и не может быть ни малейших сомнений (1Ин.1:8). В этом смысле говорится, что все, включая христиан, нравственно больны. Кроме того иногда утверждается, что люди не идеальны и в отношении физического здоровья: у любого нет-нет да и найдётся хотя бы малый изъян. На этой почве и сложилось убеждение, что всем христианам необходимо время от времени собороваться, а особенно — в дни, специально назначенные духовенством.
Догматическое обоснование Таинства Елеосвящения или Соборования находим в Послании апостола Иакова, где читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» (Иак.5:14). Как видно из содержания фрагмента, Таинство Елеосвящение предназначено именно для больных, причём под больными здесь подразумеваются не все люди вообще, но больные в строгом значении слова: те, кто лежит. См. подробнее: Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей?
Таинство Елеосвящения также не должно воспринимать как замена Таинству Покаяния. В Таинстве Покаяния человек очищается от грехов, а значит и исцеляется от нравственных недугов. В данном отношении Покаяние является самостоятельным Таинством и не требует непременного участия верующего в Таинстве Елеосвящения.
Кроме того, нравственному оздоровлению способствует и участие в Таинстве Евхаристии. Здоровому (в смысле, вытекающем из послания апостола Иакова) человеку нет нужды стремиться усиливать действенность этого Таинства (как якобы недостаточную) номинальным участием в дополнительном Таинстве — Таинстве Соборования.